понедельник, 10 октября 2016 г.

Метафизика китайской фармакологии


С чудесными свойствами лекарств традиционной китайской медицины наши читатели уже познакомились. Сегодня мы продолжим тему лекарств рассказом о том, как они создавались. Вы узнаете, где и когда зародились удивительные знания и каким образом их удалось сохранить. Первооснователям лекарствоведения ТКМ посвящается…

ГДЕ и КОГДА? Зарождение лекарственного производства


Всё, что так или иначе имеет отношение к традиционной китайской медицине (ТКМ), уходит корнями в далёкую древность и представляет собой неразделимую смесь мифологии и научного трактата. Достаточно сказать, что и сегодня, хотя большинство исследователей говорят о трёх­пятитысячелетней истории ТКМ, кое-­кто не боится заявить и о десятках тысяч лет ее развития.
Если рассматривать лекарствоведение непосредственно с момента его возникновения, такой экскурс уведёт нас в непроходимые джунгли первобытнообщинного существования. В то далёкое время люди использовали добываемые для питания продукты в сыром виде, а основными инструментами выбора были природные рецепторы: вкус, зрение, обоняние. Нередко такое питание приводило к отравлениям… Если страдалец выживал, то запоминал ядовитую пищу надолго, в противном случае запоминать полезную информацию приходилось его сородичам.
Впрочем, в некоторых случаях употребление в пищу каких­-то растений или животных неожиданно облегчало течение имеющихся заболеваний или даже излечивало их. Так посредством опыта добывались и накапливались важные знания, из которых формировались первоначальные представления о лекарственных веществах. Эти знания дополняла первобытная техника изготовления лекарственных препаратов. Люди собирали лекарственные травы, для удобства делили их на пучки, отщипывая необходимые части. Затем мыли, сушили, толкли и смешивали с другими, в основном пищевыми, ингредиентами. Так зарождалось лекарственное производство.
Существенным толчком к развитию фармакологии послужило «укрощение огня». Огонь стал применяться для приготовления пищи, а затем — по аналогии с пищей — и для обработки лекарственных ингредиентов. Тепловая обработка часто сводила на нет ядовитые свойства будущих лекарств, помогала устранить их побочное действие, улучшала лечебные качества.

КТО? Совершенномудрые первопредки — Сань­хуан

Именно так в Китае называют Фу­си, Шэнь­нуна и Хуан­ди — трёх древних государей, которые считаются основателями не только китайской медицины, но и культуры государства. Считается, что их плодотворная деятельность пришлась на первую половину третьего тысячелетия до н. э. В Древнем Китае не было ни великих богов, ни касты жрецов, однако влияние колдунов-­шаманов, коими являлись Сань­хуан, было значительным. Кроме того, их лечебная практика не ограничивалась магическими плясками.
∙ Древнейшим полумифическим создателем медицины, по мнению историков, является великий правитель Фу­си. В мифах и легендах древности Фу­си выступает как «верховный владыка Востока». Трудно понять, богом он был или человеком… Согласно древнекитайским источникам, «он имел тело змеи и голову человека; обладал совершенными добродетелями», «мог по небесной лестнице свободно подниматься в небо и спускаться на землю».
По легендам, Фу­си «научил людей поддерживать свой внутренний жизненный воздух (жизненную энергию ци. — Авт.) и кровь, употреблять пищу и пить осторожно, в меру. Он научил людей лечить болезни посредством употребления лекарств, а также первым необходимым правилам гигиены». Фу­си «определил начала ян и инь… первым познал чередования и свойства четырёх времён года; изобрёл иглоукалывание с помощью каменных игл бянь ши, дал людям огонь, чтобы они могли жарить и варить мясо», занимался классификацией существ и явлений».
Как бы хорош ни был шаман Фу­си, современные исследователи приходят к выводу, что этот богочеловек сделал не всё из описанного и не в то время, а некоторые знания принадлежат гораздо более позднему периоду. Бесспорно другое: Фу­си — «древнейший совершенномудрый, воплощение многих конкретных древних мастеров цигуна высшего уровня, обладавших экстраординарными возможностями».
∙ Следующим из «трёх совершенномудрых государей ­первопредков» (Сань­хуан) называют Шэнь­нуна. Легендарный владыка Шэнь­нун, как утверждается, правил сразу же после Фу­си. Именно с ним китайская традиция связывает начало земледелия, использование плуга (за что Шэнь­нуна прозвали «Святым земледельцем»), а также изучение закономерностей роста полезных растений. Сохранившиеся документы сообщают, что «он отобрал и посеял сто злаков (то есть все известные), обращая внимание на их запах и вкус»; «Шэнь­нун рассёк красной плетью все сто трав и познал до конца их успокаивающие и ядовитые, холодящие и согревающие свойства».
«…Шэнь­нун страдал от боли, пробуя все растения, чтобы показать людям, какие из них ядовитые, а какие полезные…» — так он определял степень вредоносности для человека тех или иных растений. В итоге своей активной исследовательской деятельности вождь ­шаман умер, «когда попробовал траву, вызывающую сильное отравление». До сих пор в народе с опаской относятся к вьющемуся по стенам и изгородям ползучему растению с маленькими жёлтыми цветами, которое носит поэтическое название — гельсемиум изящный (duan chang cao — «рвущий кишки»)!
Главным наследием Шэнь­нуна в области медицины считается «Шэнь­нун бэнь цао цзин» («Канон травоведения Святого земледельца») — самый ранний труд по китайской фармакологии. В этом труде приведено деление всех лекарств на три разряда в зависимости от иерархической роли компонента в составе лекарства (эта система используется и поныне); дано описания 365 средств, из них 252 растительных ингредиента, 67 имеют животное происхождение и 46 — минеральное. (И это более чем за 2 тысячи лет до Гиппократа!)
∙ И наконец, последний из триады великих основателей ТКМ — Хуан­ди (Жёлтый император). Следует сказать, что вклад этого человека всегда считался наиболее значительным, причём независимо от того, шла речь о становлении ТКМ или китайской цивилизации в целом. Недаром все правители, начиная с династии Западного Чжоу, считали себя прямыми потомками Жёлтого императора…
Именно с Хуан­ди китайская традиция связывает важнейшие культурные достижения: изобретение колесниц, топора, ступки, лука и стрел, платья и туфель, литейного дела. Вместе с тем Хуан­ди оставался вождём­ шаманом, причём достаточно могущественным. Естественно, в силу своих обязанностей он занимался медициной.
Трудами Хуан­ди и его соратников — искусных врачей ­практиков Ци­бо, Лэй­гуна, Тун­цзюня — были заложены и получили дальнейшее развитие принципы и методы лекарствоведения ТКМ. Недаром именно к этому времени историки относят начало формирования главных канонов ТКМ: «Су­вэнь» — «Вопросы о простейшем», «Лин­шу» — «Ось духа» и, конечно,«Хуан­ди нэй цзин» — «Трактат Жёлтого императора о внутреннем». Лечебные теории из этого трактата известны любому современному врачу, который практикует ТКМ. Так, каждый из них знает, что кислое проникает в печень, острое — в легкие, горькое — в сердце, соленое — в почки, а сладкое — в селезенку. Эти наблюдения в дальнейшем положены в основу производства лекарств на уксусе и спирту, с имбирем, солью, медом и другими ингредиентами.
Впоследствии наследие создателя фармакологии Шэнь­нуна развивалось в научных трудах, формировались основные методы диагностики и лечения ТКМ, и даже делались попытки заменить устаревшие методы новыми. Но об этом — в другой раз…
Продолжение следует.

Олег Пятидесятников

Комментариев нет:

Отправить комментарий