вторник, 10 января 2017 г.

Искусство болеть


В бытность мою студентом китайского университета довелось мне стать свидетелем такого эпизода из жизни рядовой китайской клиники. На прием к врачу пришла молодая девушка с жалобами на легкое (как у нас говорят, незначительное) недомогание и головокружение. Больше ее ничего не беспокоило! Анализы — без патологических отклонений, температура нормальная. Среди «наших» врачей пробежал шепоток: «И из-­за этого она не пошла на работу?!» Однако врач ­китаец больную спокойно выслушал, по языку и пульсу поставил диагноз и выписал рецепт! А нам пояснил, что если сегодня больная (!) попьет дома отвар из трав, уже завтра она придет на работу абсолютно здоровой.
Так в первый же день практических занятий мы поняли, чем отличаются друг от друга академическая европейская и традиционная китайская медицина (ТКМ).
Не здесь ли кроется секрет китайского долголетия, а заодно и пресловутого экономического чуда Китая? Можно, конечно, анализировать продолжительность жизни китайцев, заболеваемость, цифры прироста населения, экологическую обстановку… Или просто вспомнить, кого на нашей планете больше... несмотря на государственную регламентацию рождаемости в Китае: одна семья — один ребенок.
Где кончается терпение и начинается болезнь?
Китайцам, вероятно, жить проще: создается впечатление, что отношение к здоровью они впитывают с молоком матери. Повезло им еще и в том, что медицина Китая прочно стоит на философских основах. У нас же философское отношение к жизни вызывает, скорее, состояние медицины. Попробуйте­ка с «незначительными» жалобами обратиться за помощью к врачу в поликлинике... Что вы услышите в ответ? В лучшем случае: «По анализам отклонений нет. Если будет и дальше беспокоить — обращайтесь, а пока понаблюдаем». Или — «Ну что вы хотите в вашем­-то возрасте?». 
Интереснейшая получается ситуация, когда жалобы есть, а документального подтверждения нет. Нет бумажки — нет и болезни. Пусть такой пациент побегает по кабинетам и докажет, что он действительно болен!
Выходит, у человека должны быть достоверные свидетели его болезни. Может быть, поэтому врачу «интереснее» изучать анализы, а не смотреть на больного? Человек вроде как и необязателен. Как вы думаете, что сегодня предпочтет врач для постановки диагноза: посмотреть самого больного или — результаты его обследования? И если второе, то почему?
Следующий вопрос: много ли у нас врачей, которые могут только по результатам опроса и осмотра больного поставить предварительный диагноз и не «промазать»? И лишь потом подтвердить свои мысли документально, с помощью анализов? Их и раньше­то было мало, а сейчас...
Неплохо было бы со студенческой скамьи учить будущего врача обращать внимание на больного — на те драгоценные мелочи, из которых строится истинный диагноз. Иначе молодому врачу придется самому, путем накопления многолетнего опыта, постигать науку диагностики. Чтобы не зависеть от лаборатории, инструментальных методов исследования и всего того дорогостоящего, чем с каждым годом все больше и больше обрастает наша медицина.
Представьте ситуацию: вдруг отключили электричество и перестали работать приборы, аппараты и прочее... Сколько докторов в полной мере ощутят свою беспомощность? А ведь в таких условиях сегодня находятся многие врачи — там, куда не добралась еще современная медицинская техника. Так же работали и работают медики во время войны.
Да, в общем-­то, речь идет даже не о правильности диагноза, а, скорее, о своевременности помощи… Никто не станет возражать против современных технологий, особенно если они помогут врачам поставить диагноз в кратчайшие сроки, без потерь драгоценного времени. Ведь чем дольше мы ждем реального лечения или просто терпим, тем больше времени у болезни, чтобы нас сожрать.
Могут ли жалобы быть «мелкими»?
Давайте разберемся: «мелкие» жалобы — это действительно мелочь или первый звоночек, который предупреждает нас о возможности серьезных нарушений? Чего ради наш организм раз за разом, пусть даже в виде терпимых болей, напоминает нам об одном и том же месте? И, главное, как ведет себя больной в этом случае?..
Вот, к сожалению, типичная модель развития ситуации.
Первый этап. Появление первых незначительных неприятных ощущений, жалоб. На этом этапе у человека есть шанс начать лечение вовремя.
Второй этап. Появление органических нарушений. Здесь-­то понемногу и начинают появляться отклонения и нарушения в анализах, на снимках и т. д. Хорошо, если в этот момент человек обратится за помощью к врачам. А если нет? Если он терпит, пока хватает сил, или занимается самолечением с привлечением опыта родственников и соседей, советов, почерпнутых из СМИ и «популярной» литературы?
Третий этап. Серьезные нарушения в органах, необратимые процессы в организме и многое другое, что можно было вылечить, если бы человек обратился к врачу чуточку раньше. А теперь — либо пожизненный прием различных комбинаций лекарств, либо хирургическое лечение.
Не буду дальше рисовать мрачные картины. К счастью, в жизни описанная модель не всегда имеет место. Конечно, людям оказывается помощь, и иногда даже своевременная. Бывают и пациенты, которые обращаются к врачу вовремя и получают необходимое лечение. А государством разрабатываются программы по дальнейшему совершенствованию и улучшению. И всё ­таки... кто виноват, что люди терпят, когда пора обращаться к врачу?
Женщины, милые, кто из вас не терпел хотя бы раз в жизни болезненные месячные? И сколько человек обратилось при этом к гинекологу?.. А вот, например, в медицине Востока считается недопустимой не только боль в молочных железах перед месячными — даже ощущение распирания. Такие жалобы трактуют как болезнь и обязательно лечат.
Впрочем, сегодня в ответ на вопрос врача «На что жалуетесь?» пациент не жалуется, а начинает сыпать медицинскими терминами­ диагнозами… Люди практически утратили само это понятие — «жалоба»! Но ведь жалобы — это как раз те самые ощущения, начальные проявления болезни. Так что жалуйтесь! Просто, без латыни и прочих премудростей, — по­русски.
Доврачебный прием — выход?
Конечно, у нашей медицины есть свои трудности: бюджет, нехватка собственного производства лекарств, кадровые проблемы и многое другое. Есть они и у больных: цены на лекарства, труднодоступность медицинской помощи, график труда, не оставляющий времени на то, чтобы заниматься собственным здоровьем. Но есть и общая трудность: отсутствует воспитание отношения к своему здоровью. Больной: жалобы есть, а к врачу не пойду, потому что заранее знаю, какой от этого будет толк. Врач: пришел больной, а жалобы подтвердить нечем. Нет лекарств для профилактики — могу предложить наблюдение…
Давно напрашивается какая-­то доврачебная помощь, способная выслушать, посмотреть и помочь. И лекарства необходимы особые — не из бронебойных, а группа мягко действующих, профилактических средств. И по разумным, то есть доступным, ценам. К сожалению, сегодня только критикуемые со всех сторон БАД вкупе с рекламой пытаются решить задачу доврачебного приема — помогать людям при «мелких» жалобах. Да и то с оглядкой: перед применением необходимо проконсультироваться с врачом.
Знать, кого сегодня в нашей стране больше: тех, кто «терпит» и не идет к врачу, или тех, кто лечится у врача, — это не  самое главное. Важно другое: у нас достаточно людей, которые предпочитают лечиться самостоятельно (или у целителей, бабушек). И есть насущная необходимость обратить внимание на этих людей — на тех, кто предъявляет незначительные жалобы. Чтобы наконец­-то понять, где то самое начало заболеваний!
Что медицина должна давать человеку в конечном счете? Драгоценное время, которое позволит прожить дольше, успеть больше. Лично я хотел бы дожить до смышленого возраста своих правнуков, чтобы передать им опыт. Потому что дети и внуки или что-­то забудут, или приврут по обыкновению…




Сергей Чермошенцев, врач­-гинеколог, специалист в области ТКМ, главный врач корпорации «Ли Вест»

Комментариев нет:

Отправить комментарий