Традиционная медицина по определению предполагает наличие медицинской школы в лице учителей и учеников, также она должна располагать авторскими медицинскими трудами. Труды традиционной китайской медицины (ТКМ) по праву называют её жемчужинами: в них не только сконцентрирован опыт предшествующих поколений врачей, но и содержатся оригинальные рецепты и методики лечения заболеваний.
Жемчужины классической китайской медицины
Основы традиционной китайской медицины выкристаллизовываются в эпоху Воюющих царств (475–221 гг. до н. э.). В этот период создаются учение об инь и ян, теория пяти первоэлементов, формируются первоначальные представления о ци и квинтэссенции цзин, жидкостях тела, жизненном духе шэнь, шести внешних поветриях (патогенных ци); появляются фундаментальные труды по иглоукалыванию и прижиганию.
Совершенство искусства китайской медицины шлифовалось веками, и уже у истоков ТКМ мы находим примеры комплексного лечения. В «Исторических записках» Сыма Цяня (145–86 гг. до н. э.) говорится о знаменитом враче Бянь Цюэ, который сочетал иглоукалывание, прижигание и массаж с применением отваров лекарственных трав и лекарственных примочек.
Впрочем, развитие классической медицины в Китае не всегда было безоблачным. Время правления династии Цинь (221–206 гг. до н. э.), когда жестоко подавлялось развитие образования и нещадно крушили традиционные ценности, оставило свой след в истории. Так, в 213 г. до н. э. по приказу императора были сожжены все книги, хранившиеся в частных собраниях. Несмотря на это в 222 г. до н. э. был создан один из основополагающих трудов по траволечению (Шань хай цзин), где описаны не только лечебные свойства более 100 видов лечебных трав, но и минералы.
На рубеже правления династий Цинь и Хань увидела свет знаменитая «Фармакопея Шэньнуна» (Нун бен цао цзин). В книге приведены 365 лекарственных растений, способы приготовления лекарств, а кроме того, предпринята попытка их классификации: деление трав на ядовитые и неядовитые, по пяти вкусам, четырем ци.
В неблагоприятные для медицины времена китайские врачи старались любой ценой сохранить накопленные знания. В частности, в 168 г. до н. э. в кургане Мавандуй (провинция Хунань) в гробнице было захоронено множество манускриптов на шелковой ткани. И только в 1973 году их обнаружили археологи. Среди них «Рецепты для 52 болезней» (У ши эр бин фан) эпохи Чуньцю (770–476 гг. до н. э.), где содержится 282 рецепта. Учению о каналах («сосудах») посвящены «Канон прижигания одиннадцати ножных и ручных сосудов» (Цзу би ши и май цзю цзин), а также первая и вторая книги «Канона прижигания одиннадцати инь и ян сосудов» (Инь ян ши и май цзю цзин). Интересно, что многие тексты, найденные в кургане, дословно цитируют «Канон Желтого императора о внутреннем».
Стоит особо отметить вклад, который внес в развитие классической китайской медицины врач Чуньюй И (215–150 гг. до н. э.): он лечил своих пациентов, сочетая иглоукалывание с лекарственной терапией, и первым начал вести записи историй болезни, сопоставляя случаи успешной терапии и неудачного лечения (медицинская статистика!).
Бескорыстие, честность, учтивость и чувство долга
Философская составляющая медицины, оказавшаяся универсальной, стала влиять на общество. По мере развития теоретической базы и накопления опыта роль медицины возрастала. В 310 г. до н. э. в царстве Цинь уже существовала должность начальника Императорского медицинского приказа. Во время правления Западной династии Хань (206 гг. до н. э. — 23 г. н. э.) начинается преподавание медицины в государственных учреждениях, проводятся первые аттестации врачей. В 124 г. до н. э. в Китае учреждают Императорскую академию, в которой наряду с литературой, философией и политикой начали преподавать, хотя и очень кратко, основы медицины.
В хрониках, относящихся к концу предыдущей эры и началу нового времени, сохранились упоминания об экзаменах и других проверках квалификации врачей. Так, в 43 г. до н. э. император Юаньди повелел провести аттестацию всех придворных лекарей. Заслуживает внимания тот факт, что особое внимание при этом уделялось не медицинским знаниям, а «бескорыстию, честности, учтивости и чувству долга».
Период правления династий Восточная Хань (25–220 гг.) и эпоха Троецарствия (220–265 гг.) отмечены дальнейшим развитием медицины и появлением плеяды выдающихся врачей. В их числе Хуа То (год рождения неизвестен — 208 г.), который первым применил оперативное вмешательство и даже использовал при этом наркотическую смесь трав, а также Чжан Чжунцзин (150–219 гг.), предложивший при выборе лечения руководствоваться признаками, характерными для определенных синдромов. Так было положено начало построению алгоритма клинического мышления врача!
К этому времени основы теории чжэньцзютерапии (терапии иглоукалыванием и прижиганием) в целом были сформированы, хотя в разных книгах одни и те же точки назывались поразному, не было четко определено место их локализации. Назрела необходимость систематизировать и упорядочить знания по чжэньцзютерапии. И в 256–259 гг. выходит «Канон основ иглоукалывания и прижигания» (Чжэнь цзю цзя и цзин). Этот труд известного историка и врача Хуанфу Ми (215–282 гг.) — самая ранняя книга, посвященная иглоукалыванию и прижиганию, в которой приведены в порядок названия и уточнена локализация 349 канальных точек. Впервые подробно описан наружный ход каналов и коллатералей, систематизированы сведения по теории плотных и полых органов, ци и крови. Кроме того, в этой работе уделяется внимание технике владения иглой, пульсовой диагностике, приведены рецепты лечения различных болезней.
Эпохи правления династии Цзинь (265–420 гг.) и Южных и Северных царств (420–589 гг.) — это очередное время «предания книг огню». Но и тогда врачи не перестали применять методы иглотерапии, а в народной медицине получил распространение метод прижигания. В это смутное время появляется книга Гэ Хуна (283–343 гг.) «Подручные рецепты на случай необходимости» (Чжоу хоу бэй цзи фан), обобщающая медицинские знания врачейпредшественников и описывающая некоторые методы иглоукалывания.
Первая школа магии и волшебства
В дальнейшем медицина получает новый импульс к развитию — появляются династии врачей, знания передаются от отца к сыну. Возникает необходимость в особых медицинских кадрах, приближенных к императорскому двору. В 443 г. в царстве Сун начальник Императорского медицинского приказа получает высочайшее распоряжение организовать подготовку придворных лекарей, главной заботой которых будет здоровье членов императорской семьи и представителей знатных родов. С 493 г. начинается преподавание медицины в Императорской академии.
На рубеже правления династий Суй (581–618 гг.) и Тан (618–907 гг.) Китай вступает в пору экономического и культурного расцвета. К 624 г. заработала Императорская медицинская канцелярия. Уникальность канцелярии состояла в том, что она объединяла в себе функции учебного заведения и клинической базы, будучи высшим государственным лечебным учреждением. Поэтому она по праву считается первым государственным специализированным учреждением по подготовке медицинских кадров. Обучение проводилось на двух факультетах: медицинском и фармацевтическом. Медицинский факультет состоял из четырех подразделений: общей медицины, чжэньцзютерапии, массажа и магии («Отделение заклинаний»). Доктор — преподаватель отделения чжэньцзютерапии Императорской медицинской канцелярии — имел в распоряжении помощника, 10 наставников по иглоукалыванию, 20 мастеров иглоукалывания и группу студентов из 20 человек. Обучение в Императорской канцелярии продолжалось в среднем от 3 до 7, максимум — до 9 лет, в зависимости от специализации.
Интересной и поучительной представляется экзаменационная система Императорской медицинской канцелярии. Студенты сдавали экзамены трех уровней: в конце каждого месяца, в конце сезона и в конце года. Если по окончании срока обучения студент не мог сдать экзамен, он прекращал учебу и лишался права заниматься медицинской практикой. Студенты, которые не могли сдать годовой экзамен два года подряд, отчислялись. С другой стороны, студенты, сдавшие экзамен на «отлично», награждались. Не менее жестко аттестовались и сами преподаватели Императорской медицинской канцелярии.
Продолжение следует.
Сергей Чермошенцев,
главный врач корпорации «Ли Вест»
Комментариев нет:
Отправить комментарий