среда, 11 мая 2016 г.

Время выбора - Часть 2


Простые принципы традиционной китайской медицины, проверенные многими поколениями врачей, воплотились в восемь основных лечебных методов: потогонный и рвотный, слабительный и примирительный, согревающий и очищающий, тонизирующий и рассеивающий. Об особенностях и условиях применения первых трёх методов мы уже рассказали. Расследование продолжается.

Примирительный метод: праздник  согласия в организме
В традиционной китайской медицине (ТКМ) часто применяется примирительный, или гармонизирующий метод. Он — особенный: здесь нет ни изгнания из организма патогенного начала, ни добавления — тонизации, столь необходимой для поддержания защитных сил организма. Гармонизирующий метод предназначен для нормализации взаимоотношений между органами и системами организма, если они оказались нарушены под влиянием каких-­либо вредоносных факторов.
Чтобы воспользоваться этим особенным методом, китайскому врачу необходимы и особые лекарства — сложные и одновременно узконаправленные. Эти лекарства действуют, словно хорошие специалисты ­ремонтники: в них содержатся как «тёплые», так и «холодные» ингредиенты, как питающие, так и удаляющие. Ещё бы! Ведь от них требуется очень многое: убрать жар или холод; отрегулировать работу внутренних органов, нормализовать функции ци и кровимеридианов и коллатералей, питания; устранить «пустоту» либо «полноту» (пустота и полнота — базовые категории ТКМ, которые широко используются как в диагностике, так и при составлении рецептов); поддержать защитные силы организма и, конечно же, изгнать проникшие извне патогены. Понятно, что столь большое число разнообразных задач невозможно решить с помощью одного и того же лекарства. Поэтому рецепт в каждом случае составляется индивидуально — в зависимости от китайского диагноза, который выражен в форме соответствующего данному заболеванию синдрома.
Например, это может быть:
∙ так называемый синдром шао­ян — при таком варианте развития заболевания патогенные факторы находятся «наполовину снаружи, наполовину внутри», и возникает то жар, то озноб. В этом случае целесообразно использовать рецепт на основе корней володушки козелецелистной (chai hu);
 ∙ несогласованность работы печени и желудка с нарушением пищеварения, тошнотой, горечью во рту — синдром «огонь печени и желчного пузыря поражает желудок». Здесь будет уместен рецепт на основе корневища коптиса китайского (huang lian);
∙ несогласованность работы печени и селезёнки (орган селезенка в трактовке ТКМ включает в себя, помимо непосредственно анатомического органа, поджелудочную железу и часть кишечника), что проявляется болью и распиранием в кишечнике либо диареей. Справиться с этой проблемой поможет рецепт, который содержит корни володушки козелецелистной (chai hu) и корни дудника китайского (dang gui);
∙ несогласованность работы кишечника и желудка с потерей аппетита, урчанием в кишечнике, ощущением твёрдого кома — с позиции ТКМ, эти симптомы проявляются при дисбалансе в организме холода и жара. В этом случае необходим рецепт, основу которого составляют клубни пинеллии тройчатой (ban xia).
Приведённый выше список легко можно дополнить.
Согревающий метод: имбирь против внутреннего холода
Согревающий метод применяется в ТКМ для решения проблем, в которых повинен холод, другими словами — для «возвращения ян» и восстановления проходимости меридианов. Холод может глубоко проникать в организм извне как обычным путём, так и с холодной пищей и лекарствами, или же образуется внутри.
Что значит — холод образуется внутри? Если попытаться перевести на язык европейской медицины, это выражение описывает состояние, характерное для ослабленных больных. Китайский врач в этом случае диагностирует у больного «пустоту ян и ци» в различных органах и системах организма. Внешне это заболевание может напоминать поверхностный синдром («холод сковывает поверхность тела»), описанный в предыдущей публикации, поэтому главная задача врача — разграничить эти два варианта, поскольку в китайской медицине они лечатся разными методами. Следующая задача врача — определить, в каком месте поселился внутренний холод.
Согревающий метод используют:
∙ при холоде и недостаточности ци селезёнки («китайской» селезёнки) и желудка, когда появляется холодная боль в животе, вздутие кишечника, жидкий стул. При таком варианте заболевания необходим рецепт, который содержит корни кодонопсиса мелковолосистого (dang shen) и имбиря лекарственного (gan jiang);
∙ в случае «упадка ян» — когда холодеют конечности, наблюдаются рвота, боль в животе, холодный пот — для спасения больного от коллапса. Здесь требуется рецепт на основе сильного лекарства — аконит Кармишеля, корнеклубни (fu zi);
∙ для согревания каналов при скоплении холода в канале печени (холодная боль в малом тазу) и би­синдроме (артритах) от холода и ветра. В этом случае китайский врач выберет рецепт с плодами фенхеля обыкновенного (xiao hui xiang) и корнеклубнями аконита сычуаньского (wu tou).
Для лечения используют лекарства, обладающие согревающим и сушащим действием; чтобы защитить от повреждения жидкости тела, в состав рецепта добавляются вспомогательные средства, увлажняющие сухость и тонизирующие инь.
Очищающий метод: можно ли потушить пожар рогом буйвола?
Суть очищающего метода, с позиции ТКМ, заключается в очищении организма от «жара» и «огня» с помощью прохладных средств, в выведении ядов и охлаждении крови. В понимании европейской медицины смысл этого метода сводится, прежде всего, к проведению противовоспалительных и антитоксических мероприятий.
В каких случаях в ТКМ используется очищающий метод? Данному состоянию присущи общие симптомы — такие, например, как внутренний жар, который может затем превратиться в яд. А поскольку жар может присутствовать в разных органах и системах, то вариантов использования очищающего метода и соответствующих рецептов — множество. Лекарства здесь выступают в роли пожарных, причём не простых, а работающих с ядовитой средой.
Например,
∙ при таких тяжёлых заболеваниях, как энцефалит, пневмония или геморрагическая лихорадка, для удаления из организма сильного жара используют лекарства с очень холодным ингредиентом — гипсом (shi gao);
∙ при острых инфекционных заболеваниях желчных протоков и мочевыделительной системы: корневище коптиса китайского (huang lian) и корень шлемника байкальского (huang qin);
∙ при гепатите — корневище горечавки шероховатой (long dan); при бронхите — подкорковый слой шелковицы белой (sang bai pi);
∙ при таком серьёзном состоянии, как жар крови (этому термину ТКМ соответствуют такие серьёзные европейские заболевания, как энцефалит, атрофия печени, лейкемия, тиф и др.) — рог буйвола (shui niu jiao);
∙ жар может проникнуть в организм и «обычным» путём — при перегревании летним знойным днём. Здесь также есть несколько вариантов и подходов. Из растений в этом случае помогут, например, трава эльсгольции (xiang ru) и корни глении приморской (bei sha shen);
∙ в китайской медицине рассматривается и ещё одна причина жара — специфическая: истощение организма (в ТКМ: истощение инь). Такое состояние может возникать после лихорадочных заболеваний, когда ослабленный человек никак не может «выйти из болезни». По утрам он ощущает прохладу, а к вечеру — жар. Для лечения такого пациента к препаратам добавляются ингредиенты, питающие инь — корень ремании клейкой (shu di huang), корневище анемаррены асфоделовидной (zhi mu) и др.
Общие рекомендации по применению данного метода указывают на то, что жар легко повреждает жидкости и инь организма, поэтому их нужно поддерживать рецептами и питанием. Лекарства, которые применяются в очищающем методе, горькие на вкус и холодные по характеру, могут легко повредить функции желудка. В связи с этим их сочетают с препаратами, защищающими желудок, такими как корень солодки (gan cao) и плоды китайского финика (da zao).
Виталий Хобоев

Комментариев нет:

Отправить комментарий