пятница, 16 сентября 2016 г.

Ученье ТКМ - свет, взлёты и падения - Часть 1


Мы живем в динамичное время, когда тяга к знаниям чрезвычайно велика. Особенно вырос в последнее время интерес к медицинской науке. В числе самых популярных сегодня методик лечения — практические методы традиционной китайской медицины, которые обращают на себя все больше внимания людей, в том числе специалистов — врачей западной медицинской школы. Следует признать: время простого интереса к таинственной восточной медицине осталось позади. Наступил этап всестороннего и тщательного изучения медицины Востока…

Сегодня тем, кто интересуется китайской медициной, отыскать нужную информацию несложно: в последние годы в медицинской литературе появляются всё новые и новые публикации, посвященные теории и практике традиционной китайской медицины (ТКМ), которые приподнимают былую завесу тайны. Способствует росту популярности китайской медицины и сегодняшнее почти повальное увлечение фитотерапией — вся лекарственная терапия ТКМ также основана на использовании экологически чистых природных ингредиентов. Интересны и другие немедикаментозные методы классической китайской медицины, которые подходят любому человеку независимо от его состояния.
И всё­таки самая привлекательная часть ТКМ — это её стройная теория, которая опирается на прочные философские основы. Изучая эту теорию, невольно начинаешь понимать логику, согласно которой проистекают все процессы — как в организме человека, так и вне его. А значит, у врача есть эффективный инструмент, который позволяет обосновать стратегию и тактику необходимых действий.
И о главном: древние рецепты ТКМ эффективны и в наши дни, в то время как современная фарминдустрия вынуждена изобретать одно поколение антибиотиков за другим, из-­за того что многие микроорганизмы со временем мутируют. Иначе говоря, лекарства ТКМ доказали свою эффективность, пройдя испытание временем. А время, как известно, — истинный эксперт.
У истоков классической китайской медицины
Что же представляет собой классическая китайская медицина? Как она развивалась? Как шлифовался процесс её изучения и преподавания на протяжении тысячелетий? Каким образом гениальным врачам­ учителям удалось сформировать совершенную медицинскую систему?
Так уж повелось, и не только в Китае, что человек, избравший профессию врача, становится ещё и учителем. И он должен приложить немало усилий, чтобы не только самому научиться лечить людей, но и обучить этому других, оставить после себя достойную смену врачей ­учеников, принявших эстафету искусства врачевания.
В литературе по ТКМ часто употребляется термин «врачи­ предшественники». Эти люди шаг за шагом закладывали фундамент классической китайской медицины. Как знать, может быть, сегодня и ты, молодой доктор, продолжая возводить храм медицинской науки, закладываешь фундамент нового здания?
Итак…
∙ Почему «растаскивать» человека по органам и системам — плохо?
 Сегодня традиционная китайская медицина, как и прежде, опирается на фундамент из трёх китов: фитотерапию, которая использует части растений, животных, насекомых, минералы; чжэньцзю­терапию — иглоукалывание, прижигание, кровопускание; немедикаментозные методы лечения, в том числе массаж, банки, гимнастику.
Главное, что внушается врачам с молодых ногтей: классическая китайская медицина рассматривает человека в целом, как единую сложную систему. Если принять это за основу, то и лечение будет системным, призванным действовать на весь организм. Разъединив человеческий организм на системы, органы и т. п., мы теряем основу — целостность живого человеческого организма. Так, нельзя лечить только мочевыводящие пути, только сердечно­сосудистую систему, только ухо, горло или нос. «Растаскивая» человека по органам и системам, можно получить множество узких специалистов, прекрасно знающих свою область медицины. И потерять при этом главное — массу сложных взаимосвязей, без которых нет целостности организма человека. С точки зрения ТКМ абсурдно даже то, что лечением женских половых органов занимается гинеколог, а молочных желез — хирург! Где логика?
∙ Какими обстоятельствами сопровождалось формирование диагностики ТКМ?
Само по себе знание о единстве человеческого организма, а затем и о единстве человека и окружающего мира пришло задолго до того, как появились микроскопы, рентген­оборудование, лабораторные исследования и т. п. Представление о строении человека, о его внутреннем устройстве складывалось исключительно на основе жалоб больного. (Не всегда ведь в истории человеческого общества медикам разрешалось анатомировать тела умерших.)
Более того, фундамент ТКМ закладывался тогда, когда нормы морали, этики и культуры предписывали человеку оставаться одетым даже на приеме у врача, и даже иглы вводились через одежду. Врачу «предъявлялись» лишь кисти рук — чтобы можно было исследовать пульс; голова — лицо, ушные раковины, шея до глухого воротника ­стоечки и язык. И то не всегда! Чем выше статус вельможи, тем меньше шансов было у врача приблизиться к больному, тем паче — прикоснуться к нему. Чтобы исследовать пульс пациента, через его запястье перебрасывали шелковую ленту. Врач, держа пальцами концы ленты внизу и не касаясь больного, по вибрации шелковой ткани должен был определить вид пульса. Так ставился диагноз в Древнем Китае… Пульсовая диагностика и по сей день остается для китайских врачей ведущим методом постановки диагноза.
∙ Чем объяснить пристальное внимание врачей ТКМ к мелочам?
Благодаря усилиям древних лекарей, которые опирались на скудные, по меркам западной медицины, возможности осмотра больного, за многие века выкристаллизовалось искусство диагностики ТКМ. И учили этому искусству долго и упорно. Ведь от правильного диагноза в конечном счёте зависела жизнь самого врача. Попробуй­ка, стоя на расстоянии 30 локтей от императора, поставить ему правильный диагноз! Любая мелочь становится драгоценной! И бесценный опыт китайских врачей­ предшественников учитывает все мелочи, которым уделяется большее внимание, нежели чему­то более «представительному». Поскольку, с точки зрения ТКМ, истина заключена глубоко и не бросается в глаза.
Между тем истина (в нашем случае правильный диагноз) — это слагаемое знаний, умений и навыков, полученных от учителя. Умение правильно интерпретировать общую картину: внешний вид больного, его пульс, состояние глаз и прочее — то есть данные осмотра. Далее — умение выслушать больного, его жалобы, даже то, как он говорит, — то есть опрос. Умение пальпировать (ощупывание) и определять: что лежит на поверхности, а что заключено глубоко внутри. Существует даже навык «вынюхивания» — исследования запахов. Кто-­то, возможно, назовёт это экзотикой, но ведь неспроста сахарный диабет ранее называли «болезнью сладкой мочи»… В современных условиях, конечно же, нет необходимости пробовать мочу больного на вкус, но в древности врачи были вынуждены выполнять и эту работу.
∙ Может ли современная аппаратура дать интегральную оценку состояния больного?
В результате анализа огромного опыта врачей­ предшественников тысячелетиями складывалась общая эмпирическая система, учитывающая при постановке диагноза объективные признаки: звуки, запахи, вибрации, цвета, эмоции, пристрастия, предпочтения, боязнь чего-­либо (фобии), способности и многое другое — иными словами, внешние и внутренние «маркеры» состояния организма человека. Как раз то, что современный врач либо учитывает недостаточно, либо не учитывает вообще. То же можно сказать и о современной медицинской лабораторной диагностике: какой бы совершенной ни была аппаратура, с её помощью невозможно оценить состояние больного, опираясь, скажем, на его психоэмоциональный статус. Или установить диагноз, проанализировав запахи.
Сегодня можно обойтись без «экзотики», но не кажется ли вам, что раньше просто больше смотрели на больного и слушали его? В классической китайской медицине важен сам человек — именно он главное действующее лицо в постановке диагноза! И вся эта масса диагностических приемов и навыков позволяет интегрально оценить состояние больного. Никогда медицинская диагностическая аппаратура не заменит живого общения с человеком.
Путь развития ТКМ: легенды и документы
У большинства народов существовала своя, развитая в той или иной степени, традиционная медицина. Исторически сложилось так, что великие потрясения в разное время оказывали влияние на развитие медицинской мысли, вызывая её взлеты и падения. Наиболее значимое влияние на процесс формирования медицины оказали войны, эпидемии, действия инквизиции и др. Эти события приводили к естественной миграции больших масс людей, способствовавшей, с одной стороны, распространению заболеваний, а с другой — распространению медицинских знаний.
Если говорить о культуре Запада, то здесь отношение к целителям всегда было неоднозначным. Одних могли превозносить, других объявляли еретиками… В Европе народные лекари и целители преследовались особенно жестоко. Неудивительно, что европейские страны постепенно почти полностью утратили опыт и знания по традиционной медицине, к которой на волне первых «успехов» химиофармакотерапии стали относиться еще более скептически, что также способствовало угасанию традиционных знаний… В этом отношении Восток в значительной степени отличался от Запада: здесь всегда почитали ученых, в том числе тех, кто обладал исключительными знаниями в области медицины. Благодаря самобытной культуре эти сведения накапливались и бережно сохранялись.
∙ Какое наследство досталось китайцам от легендарных врачей­ предшественников?
Истоки китайской медицины следует искать в глубине времен. Первые каменные иглы, инструменты для кровопускания, по мнению китайских ученых, датируются II–IV тыс. лет до н. э. (поздний неолит). Каменные иглы (бянь ши) использовались в Китае, пока люди не научились плавить металл. Согласно древним легендам, методы лечения иглоукалыванием и прижиганием первым применил Фу­си, один из трёх «первопредков» китайцев. Эти мифические полубоги открыли людям искусство возделывать землю, выращивать растения, пригодные в пищу, и собирать те, которые обладают лечебным действием; научили их одомашнивать и разводить скот, а также познакомили с правилами общественных взаимоотношений и др.
Более трех тысяч лет назад появляется иероглифика, позволившая записывать ранние данные о китайских лекарствах и задокументированные знания о медицине. По данным некоторых источников, в третьем тысячелетии до н. э. в Китае правил легендарный Желтый император (Хуанди, 2698–2589 гг. до н. э.). Легенды гласят, что он учредил такие необходимые для людей вещи, как письменность, календарь, музыка, счет. И главное наследие этого мудрого первоправителя — его знаменитый канон «Хуанди нэй цзин» (Канон Желтого императора о внутреннем).
Этот важнейший классический трактат фактически заложил фундаментальные теоретические основы китайской медицины. Среди них — основные принципы теории инь и ян, пяти первоэлементов, плотных и полых внутренних органов. В учении Хуанди изложены причины возникновения болезней (внутренние и внешние патогенные факторы). Канон отражает теорию акупунктурных точек, системы каналов, основы иглоукалывания и прижигания. Описаны методы диагностики (такие как пальпация пульса на запястном участке лучевой артерии) и принципы лечения заболеваний.
Это основополагающее учение затронуло настолько фундаментальные теории, что в последующие годы понадобилось не одно поколение врачей, чтобы в полном объёме осознать их значимость и выпустить в свет еще не одну книгу, разъясняющую и комментирующую «Канон Желтого императора о внутреннем». Так, например, появилась книга «Канон трудностей» («Нань цзин», 407–310 гг. до н. э.) автора Бянь Цюэ, призванная объяснять самые сложные для понимания места из «Хуанди нэй цзин». В этом учении использован прием «вопрос — ответ», также способствующий наилучшему пониманию медицинской науки.
Само учение классической китайской медицины построено таким образом, чтобы быть максимально понятным. Общий, философский взгляд на природу болезни и здоровья, аргументированный богатейшим опытом, помог теории китайской медицины стать предельно конкретной. Именно включение в медицину глубоких философских концепций определило всё её дальнейшее развитие.
Продолжение следует.
Сергей Чермошенцев,
главный врач корпорации «Ли Вест»

Комментариев нет:

Отправить комментарий