пятница, 22 июля 2016 г.

Сердечные отношения


Сердечно-сосудистые заболевания так давно и прочно лидируют в общемировой статистике, что невольно приходит мысль: а правильно ли мы понимаем и лечим патологии сердца?.. Китайские врачи, например, причины болезней сердца видят в ином ракурсе, нежели мы. Традиционная китайская медицина (ТКМ) исходит из того, что работа сердца в значительной степени определяется состоянием других органов. Вот ведь какое наше сердце, оказывается, зависимое…

«Огонь» или «холод» сердца? Командуют почки
Даже в песне поется, что сердце— «пламенный мотор». Оно у нас по определению горячее, и плохо, если оно остывает. Именно такой вариант болезни сердца — так называемую холодную стенокардию — в народе именуют грудной жабой. Жаба — это нечто большое и всегда холодное, и чтобы передать ощущение «тяжелого холода» в области сердца, точнее образа не придумаешь. К тому же выражение «грудная жаба» нисколько не противоречит диагнозу китайской медицины «холод сердца».
Согласно китайской медицине для того, чтобы в сердце возгорелось пламя, ему нужен источник тепла. Давать сердцу импульс тепла должна почка, причем та, что находится справа (в ТКМ считается, что левая почка у нас иньская, а правая — янская). Исходя из концепции у-син, сердце соотносится с первоэлементом огня: оно быстро воспламеняется, и огонь легко его ранит. Если пламя в сердце разгорелось, необходимо его контролировать. Для контроля этого пламени предназначена левая почка — иньская. Другими словами, если одна почка дает огонь, то вторая— контролирует возможный перегрев посредством воды.
 Нетрудно представить себе, что будет происходить с сердцем, если хотя бы одна из почек имеет проблемы. В частности, при недостаточности инь сердце перегревается и идет вразнос. Первой ласточкой перегрева сердца может быть повышенная болтливость человека, — например, когда человек без особой необходимости часами говорит по сотовому телефону.
Сердце — это наш рассудок. С позиции ТКМ это — дух, а с позиции европейской медицины — кора головного мозга. От состояния сердца зависит разум человека и — как следствие — развитие его речевого аппарата. Не зря говорится: кто ясно мыслит, тот ясно и излагает. А если мысли у человека скачут, это говорит обогне — о перегреве сердца, которому недостаточно воды.
Если же ситуация противоположная, то есть янская почка не может обеспечить сердце теплом и оно начинает остывать, речь человека начинает тормозить. А у речи есть зеркальное отражение — мелкая моторика: при письме также происходит замедленное написание букв. Человек замерзает — как Кай в «Снежной королеве», которому льдинка попала в сердце.
Так что почки для сердца — как две чаши весов: если весы качнутся в одну сторону, это чревато перегревом сердца, качнутся в другую — сердце начнет остывать.
Кто такие флегматики?

О связи селезенки с инфарктом

Как с точки зрения ТКМ взаимодействуют сердце и селезенка? Напомню, что термин китайской медицины «селезенка» охватывает всю пищеварительную систему. Обмен веществ, все пищеварение держится на селезенке. А эмоция, которая согласно у-син соотносится с селезенкой, — задумчивость (нерезультативное мышление). «Задумчивая» селезенка, иначе говоря непродуктивное мышление человека, очень легко дает сбой метаболизма.
Как с селезенкой связано сердце? Селезенка производит кровь, которой сердце питается. То есть кровью питается рассудок, или дух, который, по теории ТКМ, живет в сердце. Дух — это и есть олицетворение того, как человек мыслит, рассуждает, излагает. И именно дух чутко реагирует на качество и количество крови. Стоит селезенке немного недоработать, сделать некачественную кровь— и дух перестает питаться, а человек начинает хуже соображать.
Похожую картину можно наблюдать у детей, которые рождаются с несовершенной ферментативной системой, причем в рамках нормы. Новорожденный ребенок питается, условно говоря, примерно так же, как взрослый человек после полостной операции. Только такой пациент входит в нормальный питательный режим в течение нескольких дней, а ребенок— несколько месяцев. И у кого-то этот процесс затягивается дольше.
Когда дети в 7 лет идут в школу, кто-то из них быстро концентрируется и нормально усваивает материал. Это проявление духа — нормальное питание духа кровью, правильная работа селезенки. А иной ребенок не может ни усвоить материал, ни изложить его внятно... И эта способность или неспособность зависит не от того, что ребенок ест, а от того, как его организм пищу переваривает, переделывает. Если селезенка слабая, она ничего путного не сделает даже из очень качественных продуктов.
Более того, в определенный момент селезенка начинает продуцировать некачественные продукты обмена, которые в ТКМ называются сыростью, мокротой. В европейском менталитете этому понятию соответствует слово «флегма» (лат.). Отсюда же, кстати, происходит и европейское определение темперамента человека: флегматик — это особый склад характера. Такого ребенка сверстники называют «тормоз», потому что он тупит, медленно соображает из-за вязкой флегмы, которая скапливается в организме.
Не до конца переваренная пища, как говорят китайские врачи, замутняет наши жидкости и соки: у человека мутнеют моча или слезная жидкость, густеет суставная смазка. Мокрота в крови, внутри сосудов — это, в переводе на язык европейской медицины, не что иное, как атеросклероз — бляшки, которые как ржавчина нарастают внутри сосудов. Если такие бляшки появляются в коронарных сосудах, питающих сердце, сосуды мгновенно забиваются. И — инфаркт по причине слабой селезенки.
Откуда берутся курильщики безвольные и агрессивные?
Качество крови зависит еще и от легких — в них кровь обогащается кислородом. Насколько богата кислородом кровь, настолько комфортно чувствует себя и сердце.
По мнению китайских докторов сердце и легкие функционируют за счет грудной ци — цзун-ци, в образовании которой участвуют легкие и селезенка. Если человек мыслит нормально (здоровая селезенка) и легкие дышат нормальным воздухом, благодаря слаженному взаимодействию этих двух органов рождается цзун-ци. Ни количество, ни качество этого вида ци не зависит от сердца — только от легких и селезенки. Чтобы накопить больше цзун-ци, легкие будут чаще дышать. Сердце тоже будет стучать чаще, но ци от этого больше не станет. И если в легких появляется мокрота, причина не в легких, а в больной селезенке, которая эту мокроту продуцирует. Это ее надо лечить — тогда и кашель остановится, и мокрота исчезнет.
 Несколько слов стоит сказать о курильщиках… Понятно, что кровь в легких обогащается кислородом, а не никотином. Курильщики, как правило, знают, что курить плохо, и стонут, что надо бросить курить. Почему не бросают? Да потому, что в легких, по ТКМ, «живет» воля человека, а она в данном случае парализована. Сердце такого человека плохо питается, ведь питает его кровь, которая кроме дыма ничего не видит. И мысль курящего человека вязнет, и воля тоже.
Вот мы наконец добрались до печени, которая как раз и порождает агрессию. Печени принадлежит гнев, раздражительность — янские эмоции. Но сердце и янские эмоции — это как бензин и спичка: человек легко вспыхивает, если у него раздражительная печенка. А сердце буквально «висит» над печенью, как шашлык на мангале, — отсюда перегрев (жар всегда идет вверх!).
Функция печени состоит в том, чтобы накапливать кровь, а затем распределять. Получается, что командует печень, а сердце, которое качает кровь, — это лишь транспорт, доставка. Печень, раздражаясь, начинает застаиваться. А в ней, как считают китайцы, живет душа. Поэтому библейские 10 заповедей — это прежде всего о печени. В частности, «Не убий» — ведь мы уже знаем, что агрессия рождается в печени. Или заповедь «Не сотвори себе кумира» — это питание иллюзиями. То есть при застойной печени получается, что дух питается не столько кровью, сколько иллюзиями. Прямо скажем, питание не по назначению.
Застой в печени рождает жар, а в застоявшемся болоте всегда теплее — такая печень становится лакомым кусочком для паразитов. А поскольку температура в печени (внизу) снова возрастает— снова перегревается сердце (вверху). Температура возрастает — опять идет перегрев сердца. Но это еще полбеды: значительно хуже то, что при таком застое сердце не получает достаточно крови, то есть не питается дух. И тогда человек уже не в состоянии критически себя оценивать. Это состояние аффекта: злая застойная печень и отсутствие контроля со стороны разума. Это душевные болезни с повреждением духа. Можно ли, например, вылечить старческое слабоумие, которое тоже есть следствие повреждения духа? Теперь мы, по крайней мере, знаем, что к этому приводит.
Вот и получается: несмотря на то, что разговор наш — о здоровье сердца, все остальные органы тоже имеют право сказать свое слово. И хотя сердце постоянно напоминает, что оно тоже наш основной орган, от которого зависит ум, рассудок,— мы убедились, насколько легко можно повредить этот ум, если не ухаживать за всеми остальными органами.
Сергей Чермошенцев, врач ТКМ, главный врач корпорации «Ли Вест»

Комментариев нет:

Отправить комментарий